Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер

Ответ Банка России О дополнительных мерах поддержки кредитных кооперативов

Уважаемые коллеги!

Получен ответ от Банка России на направленные совместные письма от сектора кредитной кооперации:

Ответ Банка России О дополнительных мерах поддержки кредитных кооперативов.

Банк России рассмотрел предложения по дополнительным мерам поддержки кредитных потребительских кооперативов (далее – КПК), направленные Национальным союзом кредитных потребительских кооперативов и их объединений «Лига кредитных союзов», саморегулируемыми организациями в сфере финансового рынка и иными объединениями кредитных кооперативов (письма от 26.03.2020 № 128621, от 09.04.2020 № 144218, от 20.04.2020 № 158117, от 21.04.2020 № 160006) и сообщает следующее.

Банк России на постоянной основе осуществляет мониторинг ситуации, складывающейся в сфере кредитной кооперации. Информация о принимаемых мерах доводится до КПК и их саморегулируемых организаций посредством информационных писем Банка России, размещаемых на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»1 (далее – сайт Банка России).

1.По вопросу о формировании КПК резервов на возможные потери по займам по займам членов КПК – физических лиц.

Согласно пункту 3 Информационного письма Банка России от 20.03.2020 № ИН-06-59/22 «О предоставлении отсрочки (уменьшении) платежей в связи с коронавирусной инфекцией (COVID-19)» уполномоченный орган управления (орган) КПК вправе не признавать займы по договорам потребительских займов реструктурированными для целей формирования резервов на возможные потери по займам в соответствии с Указанием Банка России от 14 июля 2014 года № 3322-У «О порядке формирования кредитными потребительскими кооперативами резервов на возможные потери по займам» в течение 2020 года с даты принятия такого решения.

2.По вопросу об использовании резервного фонда КПК при досрочном изъятии личных сбережений членов КПК.

Согласно Информационному письму Банка России 27.04.2020 № ИН-015-44/82 «О дополнительных мерах поддержки граждан и кооперативов» при выплате кооперативами своим членам (пайщикам), ассоциированным членам денежных средств, предусмотренных договором займа, а также при выплате суммы паенакопления (паевых взносов и начислений на паевые взносы) при условии отсутствия у кооперативов денежных средств иных фондов и нераспределенной прибыли для удовлетворения требований членов (пайщиков), ассоциированных членов, Банк России считает допустимым для кооперативов до 30.09.2020 производить такие выплаты своим членам (пайщикам), ассоциированным членам за счет средств резервного фонда при отнесении таких операций к непредвиденным расходам.

Вместе с тем кооперативы обязаны соблюдать требования пункта 1 части 4 статьи 6 Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» и подпункта 1 пункта 11 статьи 40.1 Федерального закона от 08.12.1995 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» (далее – Закон № 193-ФЗ) в части финансовых нормативов и части 6 статьи 34 Закона № 193-ФЗ, части 1 статьи 53 Федерального закона от 30.12.2004 № 215-ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах» в части размера резервного фонда.

При этом Банк России планирует не применять к кооперативам меры воздействия за нарушение указанных требований законодательства в части соблюдения финансовых нормативов и размера резервного фонда, если такие нарушения совершены в период до 30.09.2020 в результате удовлетворения кооперативами указанных требований членов (пайщиков) кооперативов из средств резервного фонда.

3.По вопросу о создании механизма поддержки ликвидности КПК.
В соответствие со статьей 39 Федеральный закон от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» средства компенсационных фондов направлены на обеспечение имущественной ответственности КПК по обязательствам перед членами КПК (пайщиками).

Компенсационный фонд действующих саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, объединяющих КПК (далее - СРО), составляет 613 млн руб.; СРО, прекративших статус, – приблизительно 220 млн руб.

Данные средства в силу установленных требований законодательства не могут быть использованы на иные цели. В то же время Банк России готов рассмотреть предложения по изменению законодательства в указанной части.

4.По вопросу о перечне организаций, предоставляющих финансовые услуги в части неотложных функций.

Кредитные кооперативы не отнесены к перечню организаций, предоставляющих финансовые услуги в части неотложных функций в период нерабочих дней, установленных указами Президента Российской Федерации2, согласно пресс-релизам, опубликованным на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»3.

В соответствии с подпунктом «у» пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее – Закон № 68-ФЗ) органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом «м» пункта 1 статьи 11 Закона № 68-ФЗ.

Таким образом, необходимость введения, а также перечень ограничительных мер в отношении кредитных кооперативов определяются органами государственной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно в зависимости от санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации.

При этом КПК и их объединения вправе обратиться к органам государственной власти конкретного субъекта Российской Федерации с целью обсуждения возможности осуществления ими своей деятельности на территории данного субъекта Российской Федерации.

5. По вопросу о подключении к Системе быстрых платежей.

Система быстрых платежей (далее – СБП) представляет собой сервис межбанковских переводов, который позволяет физическим лицам переводить деньги по номеру мобильного телефона себе или другим лицам, на счета в банках, подключенных к СБП.

Подключение КПК к с СБП требует законодательных изменений, наделяющих КПК правом совершения банковских операций по открытию и ведению банковских счетов физических и юридических лиц и осуществлению переводов денежных средств по поручению физических и юридических лиц, что требует дополнительной проработки и введения дополнительных требований к финансовой устойчивости КПК ввиду наличия сопряженных с указанными операциями рисками.

Банк России готов рассмотреть соответствующие законодательные предложения.

6. По вопросу о моратории на исполнение Указания Банка России от 07.10.2013 № 3073-У «Об осуществлении наличных расчетов».

Указание Банка России от 09.12.2019 № 5348-У «О правилах наличных расчетов», изданное взамен Указания Банка России от 07.10.2013 № 3073-У «Об осуществлении наличных расчетов», вступило в силу 27.04.2020.

В то же время, в соответствии с решениями Банка России и Правительства Российской Федерации приостановлены отдельные надзорные действия за соблюдением обязательных требований действующего законодательства (за исключением мер, требующих неотложного реагирования).

При наличии случаев необоснованного применения мер ответственности к КПК Банк России готов рассмотреть данные факты.

7.По вопросу о применении административных наказаний к КПК.
Согласно абзацу четвертому пункта 4 Информационного письма Банка России от 20.03.2020 № ИН-015-44/25 «О комплексе мер по поддержке рынка микрофинансирования» Банк России ограничивает применение административных наказаний к поднадзорным организациям (их должностным лицам).

При наличии случаев необоснованного применения мер административной ответственности к КПК Банк России готов рассмотреть данные факты.

8. По вопросу о методических рекомендациях по управлению и организации работы КПК в кризисной ситуации.

Согласно пункту 3.1 Информационного письма Банка России от 15.04.2020 № ИН-015-44/66 «О дополнительных мерах поддержки микрофинансовых институтов» Банк России рекомендовал саморегулируемым организациям в сфере финансового рынка, объединяющим микрофинансовые институты, на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и через удаленные каналы обеспечить информационную поддержку своих членов, в том числе доведение информации о реализуемых Банком России мерах поддержки граждан и финансовых организаций.

Банк России готов оперативно взаимодействовать по вопросам организации работы КПК в кризисной ситуации.

В то же время Банк России на постоянной основе осуществляет мониторинг ситуации, складывающейся в сфере кредитной кооперации, для возможной разработки дополнительных мер поддержки КПК в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).


1Информационное письмо Банка России от 20.03.2020 № ИН-06-59/22 «Информационное письмо о предоставлении отсрочки (уменьшения) платежей в связи с короновирусной инфекцией (COVID-19)»; Информационное письмо Банка России от 20.03.2020 № ИН-015-44/25 «О комплексе мер по поддержке рынка микрофинансирования»; Информационное письмо Банка России от 15.04.2020 № ИН-015-44/66 «О дополнительных мерах поддержки микрофинансовых институтов»; Информационное письмо Банка России от 27.04.2020 № ИН-015-44/82 «О дополнительных мерах поддержки граждан и кооперативов»;
2Указ Президента Российской Федерации от 25.03.2020 № 206 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней», Указ Президента Российской Федерации от 02.04.2020 № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».

Источник: Банк России